• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
17:16 

Принеси мне живой воды!
Для твоих ран? - О нет!
Два шагА - до беды.
Скажешь - бред?

Принеси мне живой воды!
Раздобыть ее - как?
Два шагА - до беды.
Видишь - мрак?

Принеси мне живой воды!
Не хочу я любовных крох!
Два шагА - до беды
Слышишь - вздох?

Принеси мне живой воды,
Мой палач!
Два шагА - до беды.
Слышишь - плач?

Принеси мне живой воды!
И себе - ты един со мной.
Два шагА - до беды.
Слышишь - вой?

18:29 

"Сретение" и я,или Знакомство с Бродским

В последние дни у меня развилась зависимость от стихов Иосифа Бродского. Обязательно надо почитать себе что-нибудь из зачитанного до дыр маленького сборника,а то день прошел зря. В связи с этим воспоминается детство - та пора,когда я впервые узнала о существовании поэта,которого с полным правом назвать одним из любимейших. Перед глазами встает картина - маленькая квартира (та самая,в которой я живу и сейчас),день клонится к вечеру,моя бабушка,сидящая у дивана и я,примостившаяся там же. Мне лет пять-шесть не больше. Я только что научилась читать и так как пока еще у меня нету должной беглости чтения и есть кое-какие проблемы со слогами,то часто мне читает вслух бабушка (маме особо некогда,поэтому когда читает она,то это праздник для меня). Вот и в тот день я пришла с книгою и произнесла обычное "Почитай!",которое звучит не то как просьба,не то как приказ. Что же было тогда у меня в руках? Недавно подаренная мне бабушкой книга "Христос и Его церковь" (так как я выросла в религиозной семье,то подобные книги составляли почти весь круг моего чтения тогда. Теперь же все очень сильно изменилось.) Уже несколько дней я ее с огромным интересом листала (надо бы снова пролистать - она сохранилась) и наткнулась там на стихотворение под названием "Сретение". В тот день мне читали именно его. Бабушка для такой цели вооружилась большими круглыми очками,и зазвучал ее голос - спокойный,четкий,размеренный. Так как русский не является для нее (как,впрочем,и для всех нас; причина тому - украинское происхождение. Сейчас я,правда,очень сомневаюсь,что русский мне неродной. И всегда сомневалась) родным языком,то все слова она выговаривает необыкновенно правильно,"окает". Но читает с чувством - стихи-то на евангельскую тему. А я слушаю... И когда "Сретение" близится к концу, - к смерти Симеона - чувствую,что буду плакать... Так оно и случилось.

...Прошло много лет. Позапрошлым летом,благодаря одной из подруг,давшей мне почитать всем известный "Натюрморт" Бродского,я живо заинтересовалась его творчеством. Поняла,что это он (он!) написал "Сретение",вот эти строчки которого все эти годы не оставляли меня:

"И поступь была стариковски тверда,
лишь голос пророчицы сзади когда
раздался,он шаг придержал свой немного,
но то не его окликали,а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась одежд и чела
уж ветер коснлся; и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он,дверь распахнувши руками,шагнул,
но в глухонемые владения смерти,
он шел по пространству,лишенному тверди,

он слышал,что время утратило звук,
и образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,

как некий светильник в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил и тропа расширялась.

В шесть лет я,конечно,не обратила внимание на имя автора,стоявшее под стихами,потому и не знала,что это Иосиф Бродский. Но теперь мне известно,что меня с ним связывает давняя любовь. Которая с годами лишь крепчает.

16:18 

Библиофильское

Любимые книги с течением времени становятся частью жизни,
И если тебе приходится их оставить,
Стоящие в ряд ветхие корешки глядят на тебя с укоризной
Но разве ты можешь им возразить? - Едва ли.

Жизнь властно меняет обстоятельства,место,время.
Бесконечные переезды,новые адреса,ключи,
И ты оставляешь дорогое сердцу книжное бремя.
Разве не купишь других? - Но ты как-то странно молчишь...

Потому что если ты окажешься далеко отсюда,
От привычных вещей,распорядка дня (только представь на миг!)
И если рядом с тобою (упаси Боже!) никого не будет,
То найдется ли что-то дороже покинутых книг?

21:00 

Письмо к Поэту

Дорогая моя Марина…(нужно бы прибавить «Ивановна»,потому что всегда,обращаясь к любимым поэтам и писателям,я зову их по имени-отчеству,уважая временнОе и личностное расстояние между нами,но теперь,когда пишу Вам – просто не могу соблюсти обычную вежливость. Но это,как бы там ни было,исходит от всей души. Поэтому – только Марина)!

Несколько вечеров я провела с Вашими стихами,много думала о них,таких разных – от восторженных,стройных,певучих строк юности до надрывных,будто задыхающихся стихов зрелости,давшихся так дорого,рожденных большими испытаниями и огромной болью,которая – не скрою – передалась и мне. Она живет еще внутри меня и будет жить,наверное,всегда,ибо человек,прочитавший однажды Ваши стихи никогда уже не станет прежним. Как может не дрогнуть сердце,когда читаешь,к примеру,это:
«Какие чаянья когда насквозь
Тобой пропитанный – весь воздух свыкся.
Раз Наксосом мне – собственная кость,
Раз собственная кровь – под кожей – Стиксом».

Именно это стремленье к растворению в любимом человеке поразило меня… Но как же непросто оно дается! Только сильные люди способны на такую жертву,только сильным и безмерно любящим она будет легка и приятна,будет слаще меда. Но – что я могу об этом знать,как могу говорить об этом? Лучше умолкнуть.
Когда читала Ваши стихи,мне казалось будто Вы,Марина,приходили ко мне,садились рядом и слышалось мне,что Ваш голос читает мне их,а не я сама. Это часто бывает со мною при чтении самых разных стихов,но именно Ваши стали мне так близки,что звучали в ушах неотступно…
Пора заканчивать письмо. Я пишу так впервые и потому многое осталось невысказанным (от волнения или еще почему-то – Бог весть!),но что для Вас слова,стоящие на бумаге – ведь Вы обладаете душевным зрением. Это бессвязное выражение моего восхищения Вашим даром,Вашей безмерностью (звучащей даже в имени,олицетворяющем морскую стихию) необходимо мне для того,чтобы привести в порядок мысли и чувства после чтения Ваших стихов. Спасибо Вам,Марина,спасибо. Благодарю за творчество.

С уважением и всей силой недавно пробудившейся и теперь уже нерушимой любви,Ваша почти тёзка (хотя бы по созвучию)

Мария.

14 августа 2013

08:52 

Прекрасные стихи

Земное имя



Стакан воды во время жажды жгучей:
- Дай - или я умру! -
Настойчиво - расслабленно - певуче -
Как жалоба в жару -

Все повторяю я - и все жесточе
Снова - опять -
Как в темно те, когда так страшно хочешь
Спать - и не можешь спать.

Как будто мало по лугам снотворной
Травы от всяческих тревог!
Настойчиво - бессмысленно - повторно -
Как детства первый слог...

Так с каждым мигом все неповторимей
К горлу - ремнем...
И если здесь - всего - земное имя, -
Дело не в нем.

13:20 

Читая биографию Бабеля...

Дело в том,что недавно я решила - пора знакомиться с творчеством Исаака Бабеля. А как известно,знакомству с произведениями предшествует хотя бы беглое ознакомление с обстоятельствами жизни. Когда оно состоялось... Меня такая обида взяла. За Бабеля,за его оборванную жизнь,за то,что не дали писать,за то,что забыли потом... Она вылилась в стихи. Они не касаются конкретно Исаака Эммануиловича. Это о народе,к которому он принадлежал. Народе,пережившем так много...

Не родись евреем на земле.
Это - худшее из зол в наш век железный,
Ты уж нас не обессудь,любезный.
Не родись евреем на земле.

Не родись евреем на земле,
А не то узнаешь страх погрома,
Пустоту разрушенного дома.
Не родись евреем на земле.

Не родись евреем на земле,
Коль не хочешь облачком легчайшим
Воспарить в приют небес сладчайший.
Не родись евреем на земле.

Не родись евреем на земле,
Ведь давно не ходят по ней люди,
И тебе пощады здесь не будет.
Не родись евреем на земле...

16:51 

Наконец-то я ЭТО дочитала! (Отзыв на "Консуэло")

Как же я устала от этой книги! «Консуэло» - это каменная глыба,политая сахарным сиропом и украшенная розами. Этот роман до боли похож на те,что погубили Эмму Бовари из романа Гюстава Флобера. Тут есть все,что только угодно впечатлительным дамам и девицам:чистая,прекрасная телом (чтобы там мсье Жорж,а точнее мадам Аврора не утверждал(а)) и душою героиня с прекрасными голосом и незыблемыми моральными принципами,да еще и цыганского происхождения (вот она,тяга романтиков ко всяческой экзотике); не менее прекрасный герой,таинственный в силу того,что на нем лежит печать безумия,которое сам он считает разумом (и опять романтические штампы…); мрачный замок,словно бы сошедший со страниц какого-нибудь готического романа; сумасшедший калибром поменьше,который является лучшим другом безумного графа фон Рудольштадта; гуситская мистика,история ересей,блистательная театральная жизнь с обязательной горькой изнанкою в виде всяких интриг против главной героини… Отличный коктейль,право же! (Хоть и совершенно не в моем вкусе) Но только написано все это удивительно скучно (вон даже тэг соответствующий я поставила) и затянуто. Множество раз за те три дня,что заняло у меня чтение «Консуэло» хотелось выкинуть книгу в окно или сжечь. Мама рассказывала мне,что в возрасте четырнадцати лет она с замиранием сердца следила за приключениями Консуэло,а я ей едва поверила. Потому что ни одна девочка,как по мне,не станет читать по доброй воле эдакую нудятину.
Обидно вот еще что. Действие «Консуэло начинается в Венеции,но Венеции в романе я не почувствовала. Пусто. Нету того очарования,какого ждешь от рассказа об этом ярчайшем итальянском городе. Все внимание автора сосредоточено на зарождении и развитии отношений Консуэло и Андзолето. Да,рассчитывая скрасить себе чтение хотя бы красивыми и атмосферными описаниями города св.Марка,я не туда обратилась…
А еще в романе Жорж Санд меня жутко раздражал романтический пафос! О эти выспренние восклицания вроде: «Альберт,любовь моя чиста,как горный родник,спокойна, и целомудренна,лишена всесожигающего огня,которым отмечены более низменные чувства» (если что,цитату я придумала,но стиль приблизительно такой). Грр! Никогда я такого не любила.
Из того,что «Консуэло» являет собою чистейший образец романтизма,проистекает еще одна особенность романа – все герои (я молчу о героинях) крайне неустойчивы эмоционально и слабы нервами. Они рыдают,падают в обморок (особенно меня позабавил момент в начале романа: Консуэло после ссоры с Андзолето лишается чувств и до утра лежит под дверью дома), etc. А что случилось с Альбертом в конце романа,я вообще понять не могу. Можно ли так сильно заболеть от отвергнутой любви и только? Романтизм,опять же.
Язык романа сухой,громоздкий и лишенный выразительности. Особенно это заметно после чтения К.Г.Паустовского.
Интересно мне было лишь однажды: когда Альберт рассказывал Консуэло историю таборитов,боровшихся за Евхаристическую Чашу для простого народа. Но этого явно мало для такого большого романа.
Я понимаю,отчего «Консуэло» включена в университетский список литературы: этот роман,как я уже сказала выше,наполнен эстетикой европейского романтизма до краев. Читала я его,лишь потому,что это нужно,да и то многое пролистывала,признаюсь. Что же,с романом,который обожала моя мама и который она помнит до сих пор,я познакомилась. И теперь, с чувством выполненного долга,могу приступить к тем книгам,которые мне действительно приятны.
Merci pour votre attention!

18:08 

Эти стихи Волошина впечатлили меня наиболее из всех вчера прочитанных:

Бойня

Феодосия, декабрь 1920

Отчего, встречаясь, бледнеют люди
И не смеют друг другу глядеть в глаза?
Отчего у девушек в белых повязках
Восковые лица и круги у глаз?

Отчего под вечер пустеет город?
Для кого солдаты оцепляют путь?
Зачем с таким лязгом распахивают ворота?
Сегодня сколько? полтораста? сто?

Куда их гонят вдоль чёрных улиц,
Ослепших окон, глухих дверей?
Как рвёт и крутит восточный ветер,
И жжёт, и режет, и бьёт плетьми!

Отчего за Чумной, по дороге к свалкам
Брошен скомканный кружевной платок?
Зачем уронен клочок бумаги?
Перчатка, нательный крестик, чулок?

Чьё имя написано карандашом на камне?
Что нацарапано гвоздём на стене?
Чей голос грубо оборвал команду?
Почему так сразу стихли шаги?

Что хлестнуло во мраке так резко и чётко?
Что делали торопливо и молча потом?
Зачем, уходя, затянули песню?
Кто стонал так долго, а после стих?

Чьё ухо вслушивалось в шорохи ночи?
Кто бежал, оставляя кровавый след?
Кто стучался и бился в ворота и ставни?
Раскрылась ли чья-нибудь дверь перед ним?

Отчего пред рассветом к исходу ночи
Причитает ветер за Карантином:
— «Носят вёдрами спелые грозды,
Валят ягоды в глубокий ров.

Аx, не грозды носят — юношей гонят
К чёрному точилу, давят вино,
Пулемётом дробят их кости и кольем
Протыкают яму до самого дна.

Уж до края полно давило кровью,
Зачервленели терновник и полынь кругом.
Прохватит морозом свежие грозды,
Зажелтеет плоть, заиндевеют волоса».

Кто у часовни Ильи-Пророка
На рассвете плачет, закрывая лицо?
Кого отгоняют прикладами солдаты:
— «Не реви — собакам собачья смерть!»

А она не уходит, а всё плачет и плачет
И отвечает солдату, глядя в глаза:
— «Разве я плачу о тех, кто умер?
Плачу о тех, кому долго жить…»

18 июня 1921
Коктебель

12:22 

Поэты и политики

Минувшее воскресенье мы (мама,тётя,бабушка и я)решили провести на местном водохранилище. И я,как большой любитель поэзии,взяла с собою сборник Ахматовой,чтобы скрасить часы досуга :) Когда я прочла весь этот сборник,зашла речь о том,каких еще поэтов,кроме Анны Андреевны,я люблю. Отвечаю,что сейчас "болею" Максимилианом Волошиным. Реакция моей бабули достойна отдельного рассказа. "А,Волошин. Это владелец "Волошкового поля,что ли"?" Раздается взрыв смеха поистине гомерического. "Нет - говорю ( а точнее,почти хриплю)- это поэт такой. Символист". Дело в том,что тот,другой Волошин (он,кстати,Анатолий)- это один из первых мэров моего родного города (Черкасс),депутат и владелец вышеупомянутой компании,которая занимается производством молочных продуктов весьма посредственного качества.

Идем дальше. "Маш, - говорит бабушка - а ты,я помню,любишь этого еще...ну,этого...однофамильца депутата". Я сижу в ступоре. "Какого еще однофамильца депутата? Волошина,да?"

"Да нет. Ну того...еврея"

"А! Бродского?"

"Да-да-да!" Мы начинаем ржать пуще прежнего. Все. Да,любезные читатели,речь шла о моем любимом Иосифе Александровиче Бродском. А однофамилец его - это Михаил (если не ошибаюсь) Бродский,какой-то депутат нашего Верховного Совета. Я даже не знаю,как он выглядит :D

Как видите,политическая грамотность людей старшего поколенья в наше беспокойное время значительно превосходит грамотность поэтическую. Но я не могу сказать,что моя бабушка равнодушна к сокровищам русского слова :) Это греет душу...

16:37 

"День рождения Инфанты"

Сегодня прочла одну из сказок Оскара Уайльда - "День рождения Инфанты". Она красивая,очень красивая,но такая грустная. Это и не сказка вовсе. Так,реальная история о том,что случается с каждым человеком хоть раз в жизни - о сознании того,что другие видят нас не так,как видим себя мы сами. Скорбь Карлика по другой жизни,по любви маленькой жестокой Инфанты - это Оскар Уайльд писал сердцем. Он сам,должно быть,переживал подобное. Красивая история прячет на дне своем человеческое бездушие (пусть даже детское - все равно) и бьет в самое сердце. Мне нельзя читать Уайльда,он слишком сильно воздействует на меня. Нельзя его читать если хоть малейшее облачко пробегает в вашей душе,если настроение оставляет желать лучшего. И все же читать его необходимо. Чтобы не забыть о простейших вещах - милосердии,сострадании и живом человеческом сердце,которое не вынешь из груди по приказу избалованной девчонки...

11:03 

www.livelib.ru/review/271885 - отзыв-"простыня" на "Отверженных". Давненько я не была столь многословна! ;)

17:20 

Мои стихи,уже довольно старые.

Врываясь в полурастворённое окно,
Весна поет мне о далёких странах,
И просыпается во мне нежданно
Желание увидеть их воочью.
Ведь где-то во Флоренции далёкой,
Куда я так хочу уйти вслёд за весною,
Течёт река Арно,и сладко пахнут апельсиновые рощи,
Стоящие в цвету.
А солнце в предзакатный час,
Соперничая цветом с красным куполом Дуомо,
Шлёт городу прощальный свой привет...
Весна,весна идёт по миру,
И власть ее не терпит возражений.
Весна заглядывает в каждый дом,
Касается смеющимся лучом
Лиц крепко спящих,лиц умерших,нерождённых;
Лиц любящих,смеющихся,поющих,
И власть ее не ведает границ...
Она дарит мне щедрою рукою
Веселье,звонкий смех и радость.
А иногда - легчайшую тоску
По красным крышам столь далёкого Фьезоле,
Где я еще ни разу не бывала,
Куда я вряд ли попаду когда-нибудь.
Но верю я:настанет такой миг,
Когда придет надежда к моему порогу.

11:56 

Особенности детского восприятия на слух

Сейчас я что-то увлеклась русскими народными песнями,в связи с чем вспомнился забавный эпизод из глубокого детства. Как-то раз в доме моей бабушки с отцовской стороны было какое-то застолье. Я там почему-то присутствовала,хотя время было довольно позднее,детское,так сказать. Дошло до того,что гости затянули песню "Шумел камыш". Ну а я сижу на руках у мамы,и думаю:"Что это за ШУМЕЛКА-МЫШЬ такая,что про нее все поют. Страшная,небось,вроде летучей мыши,ууу!". И песня звучала для меня так:"Шумелка-мышь,деревья гнулись..." - а дальше,очевидно,шло нечто донельзя готичное:) Представьте себе мое удивление,когда я поняла,что песня эта рассказывает не о какой-то неведомой твари,а о запретной любви с не очень-то счастливым финалом! Вот так-то.

18:09 

Кажется,меня пожалели. Потому что ночью мне приснился один из любимых поэтов - Генрих Гейне. Слава Богу. Думала,что опять будут кошмары. Я счастлива!

18:51 

Не хочется после долгого перерыва писать сюда по такому странному поводу,но чувствую,что это нужно. Мне сегодня приснился кошмар. Второй раз в жизни. Не помню смысла,но было ужасное ощущение,хотелось поскорее проснуться. И когда я проснулась мне стоило большого труда убедить себя,что это был всего лишь сон. Бррр. Наверное,учеба сказывается. Надеюсь,это не повторится.

19:02 

www.livelib.ru/review/221835#reply - впечатления от "Града обреченного".

16:15 

www.livelib.ru/review/220383#reply - "Понедельник начинается в субботу". Это было прекрасное чтение!

22:18 

www.livelib.ru/review/219302#comments - "Отель "У Погибшего Альпиниста"

22:16 

Путешествие по мирам Стругацких продолжается...

На этот раз - "Трудно быть богом".

www.livelib.ru/review/219802#reply

19:03 

Из заметок книжного червя

Братья Стругацкие - это два змея-искусителя. И сейчас я это докажу. Скачала я,значит,на ридер "Пикник на обочине" и "Отель "У Погибшего Альпиниста". "Пикник..." я прочитала и решила пока не начинать "Отель..." - надо привести себя в порядок после первой книги. На том и успокоилась. Но! Прочитав книгу про альбигойцев и начав роман про Сицилию 1860-х,я поймала себя на мысли,что мне НАДО читать "Отель..."!:) Надо - и все тут. Делать нечего - начала читать...и еле оторвалась. Чудеса!

Дневник Марии

главная